Крюкова Тамара Ефимовна


Воспитание патриотизма в музейном пространстве гимназии

Современная школа постоянно находится в поиске новых форм и методов обучения, обновляет содержание образования. Как учитель-предметник, преподающий немецкий язык со второго по одиннадцатый класс, считаю, что моя работа заключается не только в системном управлении образовательным процессом, но и в расширении образовательного пространства школы как средства социализации обучающихся. Никто не может отрицать, что будущее нашего общества зависит от сидящих сегодня за партой школьников, от их гражданской позиции, от чувства ответственности за судьбу Родины. Эти замечательные качества, а именно, уважение к достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества, формируются путём патриотического воспитания молодёжи. Наилучшим образом для решения этой задачи, для формирования метапредметных компетенций во внеурочной деятельности подходит использование потенциала школьного музея.

Открытие в нашей гимназии Музея Боевой Славы «От авиации в космос» потребовало проведение экскурсий на родном и немецком языках (в гимназии углубленно изучается немецкий язык и регулярно проводятся экскурсии на немецком языке как для участников школьного обмена из Германии, так и для учащихся и гостей  гимназии).

Итоговым продуктом  проектной деятельности учащихся 9 класса явилась публикация пособия «С надеждой в будущее». Тщательно были изучены экспонаты музея, составлен план проведения экскурсии, установлен маршрут и составлен экскурсионный текст как результат изучения печатных источников, документов и поиска информации в сети Интернет. Пособие содержит материалы на немецком языке по следующим разделам:

  1.       Зарождение авиации в России, истории Комендантского аэродрома-
  2.     Блокада Ленинграда в годы Великой Отечественной войны и роль авиаторов в защите города.
  3.       Уголок космонавтики.
Следующим этапом явилась непосредственно подготовка экскурсоводов музея. Для этого была составлена методическая разработка для организации занятий внеурочной деятельности и написана Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности.
                                        
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и опирается на  знания, навыки и умения учащихся, которые были получены ими  в урочное время.

Работа над предлагаемой программой способствует повышению мотивации к изучению немецкого языка, расширению коммуникативной культуры учащихся на материале истории зарождения авиации на территории нынешнего Приморского района, воспитанию патриотизма и любви к своему району и городу, формированию социальных компетенций, необходимых для экскурсовода.

Данная программа внедряется путем  организации внеурочной деятельности в рамках классно-урочной системы. Осуществляются такие формы организации занятий как творческие задания (коллажи, видеоэкскурсии, викторины), самостоятельная работа и работа в парах и группах. Занятия проводятся на немецком языке.  Режим занятий 1 раз в неделю.
Методическая разработка составлена по следующим темам:
-       История создания школьного музея.
-       Россия на рубеже 20 века и зарождение авиации.
-       Первые русские авиаконструкторы и пилоты.
-       Комендантский аэродром.
-       Советские летчики-герои Великой Отечественной войны.
-       Блокада Ленинграда.  Дорога жизни. Экспонаты музея, подаренные ветеранами.
-       Развитие космонавтики.

В Музее Боевой Славы «От авиации в космос» ведется большая работа:
- музей создан для школьников, при участии самих школьниками. Он открыт для учащихся с 1 по 11 класс, для их родителей и наших гостей. Многие экспонаты - продукты проектных работ учащихся.
- интерактивное пространство для всех, кто интересуется историей Приморского района Санкт-Петербурга, Комендантского аэродрома и зарождением авиации в России. В музее можно увидеть фотографии и документы, услышать комментарии  экскурсоводов.
И, конечно, музей предлагает экскурсионную программу для наших учащихся, их родителей, гостей из района, города и наших зарубежных партнеров.

Цель программы заключается в развитии у учащихся системы универсальных учебных действий на основе знакомства с экспозициями школьного музея. Программа позволяет учащимся изучать и пропагандировать историю своего района; учащиеся не только  расширяют свои знания в области краеведения, но и приобретают социальные компетенции, развивают навыки коммуникации на иностранном языке, используют приобретённые навыки для международных контактов (школьные обмены с учащимися из Германии) и диалога культур, что выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.